Эмоции в историях привлекают наше внимание, а внимание влияет на наши воспоминания

Эмоции в историях привлекают наше внимание, а внимание влияет на наши воспоминания

Если вы думаете об эпизоде ​​телешоу, который вы недавно смотрели, сколько деталей сюжета вы могли бы вспомнить? Скорее всего, вы лучше всего запомните несколько моментов – и они будут такими же привлекающими внимание, что выделялись бы среди большинства других людей, согласно новому исследованию психологии из Чикагского университета.

Докторант Хаён Сон и Аст. Проф. Моника Розенберг и Эмили Финн из Дартмутского колледжа были заинтересованы в понимании того, как люди взаимодействуют с повествованиями, и последствиях этого взаимодействия для памяти.

Они хотели изучить внимание и память в "натуралистический" контекст – например, течение разговора или развлечения, когда кажется, что внимание привлекает внимание, – а не в рамках традиционных психологических тестов, в которых люди заставляют себя сосредоточиться на конкретной задаче.

"Нам по сути было любопытно, что происходит в мозгу, когда люди погружаются в нечто вроде интересного фильма," сказал Сонг, который проводит исследование внимания и познания в лаборатории Розенберга на факультете психологии Чикагского университета.

Их выводы, опубликованные в Proceedings of the National Academy of Sciences, являются результатом исследования, в котором участники либо просмотрели эпизод телешоу "Шерлок" или слушали рассказ в аудиозаписи.

Во время просмотра или прослушивания участники постоянно оценивали свое участие в повествовании. Вовлеченность участников сравнивалась с мозговой активностью другой группы людей: людей, которые смотрели один и тот же телесериал или слушали ту же историю, пока им сканировали мозг с помощью технологии МРТ. Данные МРТ были собраны и предоставлены другими исследователями в этой области.

Результаты показали, что самооценка участников была синхронизирована для разных людей, то есть большинство людей сообщали, что были одинаково вовлечены в одни и те же моменты. Эти моменты также были обусловлены эмоциональным содержанием повествования. Между тем, сканирование МРТ показало аналогичную картину мозговой активности: в одни и те же захватывающие моменты историй загорались одни и те же области мозга людей, и одни и те же области мозга людей становились связанными.

"Наши результаты показывают, что когда два человека смотрят фильм вместе, их мозг может стать похожим, как если бы он был синхронизирован," сказала песня. "Синхронность особенно ярко проявлялась в особенно интересные моменты. Это указывает на то, что люди испытывают одинаковую степень вовлеченности и флуктуации внимания при обработке повествования."

После того, как участники закончили смотреть и слушать рассказы, исследователи попросили их описать то, что они видели или слышали, как можно подробнее, насколько они могли вспомнить. Оказалось, что в дополнение к схожим паттернам мозговой активности и самооценке уровня вовлеченности, воспоминания участников о событиях в рассказах были похожи и связаны с особенно интересными моментами рассказов.

"Просто наблюдая за активностью мозга, мы смогли создать модель, которая может динамически прогнозировать изменение уровня внимания с течением времени," Песня сказала. "И те же самые сигнатуры мозга, которые отражали степень вовлеченности, также предсказывали, будут ли люди помнить одни события чаще, чем другие."

В "Шерлок," один из таких моментов был, когда детектив осмотрел тело жертвы убийства в поисках улик. Сонг отметила, что синхронный характер мозговых сигнатур в эмоционально заряженные моменты также мог отражать мастерство сценаристов и режиссеров, которые часто хотят создать напряжение, которое заставляет зрителей вовлекаться в кульминацию сюжета. Действительно, вовлеченность росла по мере развития повествования.

Не менее интересным для исследовательской группы был тот факт, что синхронизация мозга снижалась в менее интересные моменты. Но что происходит в мозгу, когда наши умы начинают блуждать?

Для сравнения Сонг описал студентов в классе: когда лекция становится менее интересной, они могут плавно входить и выходить, но в разной степени. Некоторые восстанавливают свое внимание после кратковременного отвлечения внимания, в то время как другие полностью засыпают. Люди также могут думать о разных вещах, когда они отвлечены. Следовательно, их мозг может показывать разные модели активности.

По словам Сонга, в будущих исследованиях можно будет выяснить, что заставляет людей терять концентрацию внимания. В случае с этим исследованием это чаще всего происходило в моменты экспозиции, когда выкладывалась справочная информация, но сюжет не продвигался вперед. Но это не значит, что рассказы или лекции должны полностью состоять из одного эмоционального момента за другим.

"Я думаю, что должен быть ритмический баланс," Песня сказала. "В литературе о внимании преобладает гипотеза, согласно которой наше внимание непостоянно … в нем есть фазовое качество. Вопрос в том, можем ли мы представить себе ситуацию, в которой ритмы нашего внимания будут идеально синхронизированы во всем, с правильным балансом напряжения и эмоционального возбуждения?"

В постоянной работе Сонг и лаборатория Розенберга исследуют внимание и память по целому ряду сценариев, от задач, требующих сосредоточенности, до изучения того, что происходит в мозгу, когда люди смотрят веселые ситкомы или более сдержанные документальные фильмы.

Другая возможность, по словам Сонг, – это отслеживание расширения зрачка, частоты сердечных сокращений и других факторов, которые могут быть физиологически показательными. В конечном итоге цель лаборатории Розенберга – улучшить научное понимание того, как внимание и память проявляются в нашем мозгу, если не понимание писателями того, как создавать лучшие повествования.

Бурятия Онлайн