Первые зарегистрированные случаи образования тромбов в крупных артериях, вызывающих инсульт, после вакцинации против COVID-19

Сгустки в артериях (артериальный тромбоз) являются наиболее частой причиной инсульта (ишемического инсульта) и впервые подробно описаны у молодых людей, получивших вакцину Oxford-AstraZeneca COVID-19 в письме британских специалистов по инсульту, опубликованном онлайн в журнале неврологии нейрохирургии & Психиатрия.

Хотя ранее сообщалось о редких случаях образования тромбов после введения вакцины Oxford-AstraZeneca COVID-19, они затронули вены и, в частности, вены в головном мозге (венозные синусы головного мозга).

У людей, переживших эту необычную форму инсульта (тромбоз венозного синуса головного мозга), также было низкое количество тромбоцитов (тромбоцитопения) и уровень антител к тромбоцитарному фактору 4 (PF4) – белкам, которые способствуют образованию тромбов.

Наиболее распространенная форма инсульта, при которой тромбы возникают в артериях, снабжающих кровью головной мозг (ишемический инсульт), ранее не описывалась как характерный признак тромбоза после введения вакцины Oxford-AstraZeneca, но авторы этого письма сообщают подробно три случая.

Во всех случаях ишемический инсульт был связан с закупоркой крупных артерий (как сонной, так и средней церебральной артерии), и у двух пациентов также был венозный тромбоз с поражением воротной и церебральной венозной системы. У всех троих также было чрезвычайно низкое количество тромбоцитов, подтвержденные антитела против PF4 и повышенный уровень D-димера (также связанный со свертыванием).

Первая пациентка, женщина 30 лет, испытала периодическую головную боль справа и вокруг глаз через шесть дней после вакцинации. Через пять дней она проснулась, чувствуя сонливость и слабость в левом лице, руке и ноге. На снимке обнаружена закупорка правой средней мозговой артерии с инфарктом головного мозга и тромбоз правой воротной вены. Она перенесла операцию на головном мозге для снижения давления в черепе, удаления и замены плазмы, а также получила противосвертывающий препарат фондапаринукс, но, к сожалению, умерла.

Второй пациент, женщина в возрасте около 30 лет, обратился с жалобой на головную боль, спутанность сознания, слабость в левой руке и потерю зрения слева через 12 дней после вакцинации. Визуализация показала закупорку нескольких сосудов, включая обе сонные артерии (основное кровоснабжение полушарий головного мозга), артерии, кровоснабжающие сердце и легкие (тромбоэмболия легочной артерии), и левый поперечный синус (один из венозных синусов головного мозга). Количество тромбоцитов увеличилось после удаления и замены плазмы и внутривенного введения кортикостероидов. Затем ей дали фондапаринукс и улучшили.

Третий пациент, мужчина в возрасте около 40 лет, обратился через 3 недели после вакцинации с проблемами разговора и понимания языка (дисфазия). Визуализация показала сгусток в левой средней мозговой артерии, но не было никаких признаков сгустков в венозных синусах головного мозга. Ему сделали переливание тромбоцитов и плазмы, а также фондапаринукс, и он остается стабильным.

Ведущий автор, профессор Дэвид Верринг из Центра исследования инсульта Института неврологии UCL Queen Square, говорит, что описанные случаи предполагают, что, помимо церебрального венозного тромбоза, иммунная тромбоцитопения, вызванная вакциной (VTT), также может приводить к образованию тромбов, которые блокировать артерии, снабжающие мозг, вызывая ишемический инсульт.

"Молодые пациенты с ишемическим инсультом после вакцинации [Oxford-AstraZeneca] должны быть срочно обследованы на VITT с помощью лабораторных тестов (включая количество тромбоцитов, D-димеров, фибриногена и антител против PF4) и под наблюдением мультидисциплинарной группы (гематология, неврология, инсульт, нейрохирургия, нейрорадиология) для быстрого доступа к лечению, включая внутривенный иммуноглобулин, метилпреднизолон, плазмаферез и антикоагулянты, не относящиеся к гепарину, например фондапаринукс, аргатробан или прямые пероральные антикоагулянты," говорят авторы.

В комментариях по ссылке профессор Хью Маркус с кафедры клинической неврологии Кембриджского университета пишет: "В этом отчете подчеркивается, что иммуноопосредованная коагулопатия также может вызывать артериальный тромбоз, включая ишемический инсульт, хотя венозный тромбоз и особенно тромбоз венозного синуса головного мозга встречаются чаще."

Он добавляет: "В течение текущего периода вакцинации против COVID требуется высокий индекс подозрительности для выявления тромботических эпизодов после вакцинации. Однако важно помнить, что эти побочные эффекты редки и гораздо реже, чем тромбоз вен головного мозга и ишемический инсульт, связанный с самой инфекцией COVID-19."

2 комментария к “Первые зарегистрированные случаи образования тромбов в крупных артериях, вызывающих инсульт, после вакцинации против COVID-19”

Оставьте комментарий