Рождение сенсорного восприятия в коре головного мозга человека еще предстоит полностью объяснить. Различные области коры головного мозга взаимодействуют друг с другом, и отсутствие восприятия является результатом работы только одной области. В своей докторской диссертации на факультете биомедицинской инженерии и вычислительной техники Университета Аалто Яакко Каурамяки показывает, что слуховая кора не предоставлена самой себе.
В диссертации Каурамяки в области когнитивной нейробиологии изучались нейронные нисходящие процессы, то есть способы, которыми мозг как система обрабатывает звуки, поступающие в слуховую кору в лобных долях.
Двигаясь от частей к целому, восходящие процессы анализируют звук, разбивая его на иерархические цепные реакции от маленьких и сложных фрагментов до краткого слухового ощущения.
"На работу системы в целом можно повлиять, сосредоточив внимание на конкретной задаче или звуке. В своем исследовании я сосредоточился именно на том, как нисходящие эффекты проявляются в слуховой коре," объясняет Каурамяки свое исследование.
Правильный шум способствует концентрации внимания и усиливает восприятие?
Каурамяки изучал слуховую кору в двух отдельных задачах: реакции, вызванные избирательным вниманием во время распознавания звука и чтением по губам. Каурамяки регистрировал электрическую и магнитную активность коры головного мозга с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) и магнитоэнцефалографии (МЭГ) соответственно.
"40 лет назад возник так называемый «эффект усиления». было сформулировано: фокусирование внимания усиливает реакцию на слуховую кору, а это означает, что внимание помогает лучше воспринимать звуковые стимулы," говорит Каурамяки.
В тестах на внимание Каурамяки маскировал звуки, воспроизводимые испытуемыми, с разными частотами шума ?? и сделал открытие. В периоды избирательного внимания усиление реакции слуховой коры зависело от типа используемого шума. Частотный состав шума повлиял на выраженность ответов. Ответы не только расширяются, но и зависят от конкретной функции и задачи.
"Подобные результаты не были получены ранее, потому что стимулы, использованные в экспериментах, были слишком простыми. Шумовая маска добавила комбинаторный эффект, который выдвинул на первый план специфичность и избирательность ответов."
"Тогда может быть проще сосредоточить внимание в богатой звуковой среде. Полная тишина, конечно, является крайним случаем, но в полной тишине слуховая кора начинает создавать связи из воздуха, чтобы сформировать сенсорные восприятия."
"Опять же, чем больше раздражителей в окружающей среде, тем труднее становится сосредоточиться. При расстройствах внимания, таких как СДВГ, способность фильтровать звуки сверху вниз может отсутствовать," подозревает Каурамяки.
В задачах чтения по губам Каурамяки не встречал такой зависимости от частоты. Вместо этого чтение по губам подавляло способность слуховой коры головного мозга реагировать. Причина этого – нейронный отклик речевой системы.
"Эффект подавления вызван адаптацией участков слуховой коры, которые специализируются на речи. Подавление происходит даже тогда, когда речь не слышна ?? только артикуляционные жесты рта активируют части слуховой коры."
Для Каурамяки результат предполагает, что нейронные реакции речевой системы могут достигать слуховой коры и, таким образом, усиливать восприятие.
"Например, на шумных встречах стоит сосредоточиться на лице того, кто говорит: чтение по губам помогает в обработке. Он может подавить реакцию слуховой коры, но общая картина становится более ясной."