В шумной обстановке чтение по губам может помочь понять разговор. Исследователи из Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка, которые изучали это явление, теперь могут показать, что чем выше была активность в определенной области височной доли, тем более способными участники могли сопоставлять слова с движениями рта. Визуальная и слуховая информация объединяется в так называемой верхней височной борозде (STS).
В повседневной жизни мы редко сознательно пытаемся читать по губам. Однако в шумной обстановке часто бывает очень полезно видеть рот человека, с которым вы разговариваете. Исследователь Хелен Бланк из MPI в Лейпциге объясняет, почему это так: "Когда наш мозг может комбинировать информацию из разных сенсорных источников, например, во время чтения по губам, понимание речи улучшается." В недавнем исследовании исследователи группы Max Planck Research Group "Нейронные механизмы человеческого общения" исследовали это явление более подробно, чтобы выяснить, как визуальная и слуховая области мозга работают вместе во время чтения по губам.
В эксперименте активность мозга измерялась с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), в то время как участники слышали короткие предложения. Затем участники просмотрели короткое немое видео говорящего человека. Используя нажатие кнопки, участники указывали, соответствует ли услышанное предложение движениям губ на видео. Если предложение не соответствовало видео, часть сети мозга, которая объединяет визуальную и слуховую информацию, показывала большую активность, и между областью слуховой речи и STS увеличивались связи.
"Возможно, что расширенная слуховая информация генерирует ожидание о движениях губ, которые будут видны", говорит Бланк. "Любое противоречие между предсказанием того, что будет видно, и тем, что действительно наблюдается, порождает сигнал ошибки в STS."
Насколько сильна активация, зависит от навыка чтения по губам участников: чем сильнее активация, тем более правильные ответы были. "Люди, которые хорошо читали по губам, показали особенно сильный сигнал об ошибке в STS", Бланк объясняет. Этот эффект, по-видимому, характерен для содержания речи – он не проявлялся, когда испытуемые должны были решить, совпадают ли идентичность голоса и лица.
Результаты этого исследования очень важны для фундаментальных исследований в этой области. Лучшее понимание того, как мозг объединяет слуховую и визуальную информацию во время обработки речи, также может быть применено в клинических условиях. "Люди с нарушением слуха часто сильно зависят от чтения по губам", говорит Бланк. Исследователи предполагают, что дальнейшие исследования могут изучить, что происходит в мозге после тренировки чтения по губам или во время комбинированного использования языка жестов и чтения по губам.